Есть ли жизнь после Brexit?

Есть ли жизнь после Brexit?

Украине как-то не везет с европейскими референдумами. То голландцы, обидевшись на Брюссель, преподнесли неприятный, хоть и ожидаемый, отказ Украине в праве на соглашение с ЕС.

То британцы, уставшие от вороха европейских проблем, решили поддаться на уговоры консерваторов и собрались вообще уйти по-английски из Евросоюза. В украинских соцсетях, и без того ментально подверженных «зраде», теперь шутят, что-де, пока Украина войдет в ЕС, остальные оттуда выйдут. Можно, конечно, найти какие-то слова утешения или подыскать причины. Бальзамом на наши сердца льются жесткие перепалки в британском сегменте Twitter: молодежь, большинство которой (свыше 64%) проголосовала за ЕС, теперь обвиняет во всем пожилых англичан из сельских графств, которые, напротив, отдали голоса за Brexit и собрались на выход.

С другой стороны, сколько б мы не кивали понимающе головами, пытаясь разобраться в причинах произошедшего, толку от этого будет мало. В том смысле, что шансов на безвизовый режим все меньше, а на хоть какую-то перспективу членства в ЕС – и того меньше, то есть, настолько мало, что практически и нет.

А с третьей стороны – а нужно ли? Полагаю, об этом задумывается все больше наших граждан.  Причиной тому – не только очевидные проблемы Евросоюза, который переживает не лучшие времена, причем, простите за скептицизм, кажется, переживал их практически всегда.

Причина украинского евроскептицизма кроется не только в традиционном нежелании приверженцев упокоившегося без мира СССР. Они-то до сих пор вздыхают о покойнике, и это ясно. Другая часть тех, кто не видит себя в ЕС, - наоборот, ярые противники первых – праворадикальные граждане, которые, как и их единомышленники в ЕС, категорически против этого образования.

В итоге сторонниками ЕС в первую очередь являются более-менее активные граждане, которые пытаются что-то изменить к лучшему. Однако являются ли они сторонниками непосредственно вступления в ЕС либо, скорее, европейских ценностей, - это вопрос. Ведь не факт, что стремление к экономическому росту и развитию собственной культуры (а культура у нас и без того европейская и иной никогда не была) означает непременное вступление в какой-либо союз. Даже если этот союз сулит неплохие перспективы.  И уж тем более, если ничего такого посулить скоро не сможет в силу своих собственных проблем. Войти в союз вместе с Польшей мы не успели и упустили бесчисленное количество шансов. Впрочем, шансы есть всегда. Просто не надо пытаться войти в дверь, которая закрывается и вдобавок рассыпается. Возможно, есть и иной путь.  

Евгения Генова

Публікації у розділі "Блоги" відображають винятково точку зору автора. Позиція редакції Інтента може не збігатися з позицією автора.

Поділитися