Хотят ли помощи в одесской полиции?

Неутихающее обсуждение действий патрульной полиции разделило продвинутое интернет-сообщество на два лагеря, сподвигнув меня написать эту заметку, где я постараюсь объединить все свои наблюдения с начала появления патрульной полиции и реформы полиции в целом.

В позапрошлом году совместными усилиями различных организаций и активистов удалось создать резонанс и подтолкнуть милицию на более активные действия по закрытию магазинов, торговавших наркотическими смесями. Тогда такое движение было модно и популярно, сулило дивиденды общественным организациям и политикам. Потом движение пошло на спад, никак не решив криминальную проблему в целом, а лишь устранив одно опасное явление -  открытую торговлю наркотиками через сомнительные магазины. В начале борьбы с наркоторговлей против участия обществеников активно выступала сама милиция, о чем свидетельствовали заявления спикера одесской милиции Аллы Марченко. Потом возражения утихли и борьба возымела должный эффект.

2015 год был спадом общественной деятельности на ниве борьбы с криминалом, но никак не наблюдался спад криминальной активности. Наоборот, был повсеместный рост уличных грабежей, краж и угонов. Милиция в большинстве случаев проявляла равнодушие и бездействие, а иногда мы наблюдали и открытый сговор с преступниками. Эксперты не выезжали на место краж со взломами, доставленнные с поличным угонщики тут же отпускались "на поруки" знакомым милиционерам, а уголовные дела "терялись" или оказывались пустыми. На номер "102" и следователям дозвониться было невозможно. 

В силу своего характера, а также того, что проблемы непоредственно коснулись моих близких друзей и мотосообщества в целом, я не смог оставаться безучастным к увеличившемуся в прошлом году валу краж мотоциклов, скутеров и велосипедов. Объединив усилия с неравнодушными гражданами, общественными организациями и  мотоциклистами, мы принялись за поиск угнанной техники. О том, как все происходило и продолжает происходить в этой сфере, следует написать отдельную статью. Сейчас же идет речь непосредственно о милиции-полиции.

Будучи ознакомленным с тем, как участковые сотрудники милиции организовывали в своем частном транспорте склады с наркотиками, а сотрудники райотделов покрывали угонщиков, на помощь и поддержку со стороны правоохранительных органов рассчитывать не приходилось. Тем не менее, мы обращались к ним, а в результате обращений получали сотрудников, пытавшихся узнать информацию и тут же исчезавших с горизонта. Видя, насколько безнадежна система правоохранительных органов и насколько беспомощны даже новоназначенные, порядочные руководители, приходилось ждать и надеяться лишь на реформу. И вот, о чудо, - первые патрульные полицейские - на улицах нашего города.

Стройные, красивые, с блеском в глазах, они появились на улицах Одессы. Конечно же, я знал, что будут проблемы - кто-то подведет, кто-то уволится, а кто-то, наоборот, очень поможет. И да - помощь начала поступать. Конечно, результаты действий патрульных, как правило, рушились в стенах райотделов, но тем не менее процесс пошел.

И вот прошло полгода с момента старта этого процесса в городе Одессе. Система полиции по-прежнему разрушена и парализована - идет переаттестация бывших милиционеров.

Патрульная полиция же, судя по моим субъективным наблюдениям, осталась на том же месте - видеорегистраторов в машинах нет, аптечки минимальны и фактически не приспособлены для решения серьезных проблем (поправьте меня, если ситуация изменилась), рулетки и баллончики с красками для оформления ДТП есть далеко не во всех экипажах, дефицит драггеров. О повышении квалификации, способной компенсировать ускоренные курсы обучения, я также не слышал.

Патрульные начинают перенимать прошлый опыт милиции, которая предпочитала не предупреждать преступления, а устранять их последствия. Например, это касается пьяных за рулем. Получив вызов о том, что пьяный собирается сесть за руль, патрульные не спешат его отговаривать от этого, они дожидаются, пока он сядет за руль и начнет движение, и лишь потом останавливают машину. Как мы знаем - не всегда удачно.

Также актуальны вопросы о наборе в полицию - сторонники сепаратистов и "Антимайдана", бывшие и не совсем чистые на руку сотрудники милиции, люди с психическими отклонениями, - все это имело место быть при наборе, и неизвестно, какие выводы сделало руководство полиции после вспыхнувших скандалов, чтобы впредь свести к минимуму подобные ошибки.

Старые же руководители МВД не спешат устранять проблемы и открыто о них говорить, они продолжают манипулировать общественным мнением, в том числе сознательно или по безграмотности оправдывая убийства свидетелей, а не преступников. О том, что они к этому готовились и предполагали, говорит также то, что спикерами новой полиции выступает старые знакомые, говорившие в свое время и от имени милиции.

Я продолжаю верить в патрульную полиции и в реформу системы МВД, но она возможна лишь тогда, когда мы со стороны, а полиция - изнутри будем честно и непредвзято оценивать результаты этой реформы. И на митинги поддержки надо ходить не просто ради абстрактной поддержки, а с конкретными фактами, о которых молчат сами полицейские и не говорят или не знают их общественные сторонники.  

Евгений Мельников

Публікації у розділі "Блоги" відображають винятково точку зору автора. Позиція редакції Інтента може не збігатися з позицією автора.

Поділитися