Заполнить е-декларацию: миссия невыполнима

Волею судеб, а вернее руководства нашей общественной организации, в этом году я соприкоснулся с темой заполнения е-деклараций. Что-то попало в статьи, остальное осталось «за кадром». В результате родился читаемый вами опус. Материал мы изложим в форме впечатлений.

Впечатление первое, от поиска е-деклараций депутатов Ренийского городского совета в реестре НАПК. Были предприняты две попытки. С первой попытки были найдены 17 деклараций из 26-ти. Возник вопрос, куда девались ещё 9? Рассматривались две версии: депутат декларацию не заполнял или неверно введены данные для поиска. При опросе депутатов только один заявил, что декларацию не заполнил по причинам, о которых мы поговорим ниже. Остальные клятвенно заверяли, что всё разместили в реестре. При второй попытке были найдены ещё три декларации. Так как для поиска вводились фамилия, имя и отчество, то и возникло предположение, что мой вариант их написания не совпадает с тем, что в декларации. Как я уже сказал, в трёх случаях догадка подтвердилась.

Теперь более подробно об этих трёх случаях. Например, о том, что для нахождения нужной декларации пришлось перебрать до восьми (ВОСЬМИ) вариантов написания фамилий, имён и отчеств. И, бог с ним, с чередованием букв «е» и «э» или «и» и «і» при написании молдавских фамилий. Но, написание имени Вячеслав без апострофа, напомним, что речь идёт об украинском языке, это уже круто. Можно сослаться на правило, что как написано в паспорте, так и пишется в официальных документах. Всё равно возникают вопросы.

Впечатление второе, от опроса депутатов на тему насколько удобна процедура заполнения е-декларации. Было опрошено десять депутатов. Выборка респондентов совершенно случайная. Кого встретил, того и опросил. Результаты таковы: семь человек заявили, что при заполнении деклараций они прибегали к помощи родственников, знакомых и тому подобное. Трое заявили, что заполнили декларацию сами. Но при более подробном опросе, с пристрастием (шутка), выяснилось, что из этих троих только один сам заполнял декларацию. Двое других всё же пользовались посторонней помощью. Как вы думаете, сколько времени ушло на заполнение декларации у нашего «самостоятельного» депутата. По его словам полтора месяца!

Можно предположить, что депутаты лукавят, намеренно сгущают краски. Эта версия имела бы в моих глазах вес, если бы не его величество случай. Совершенно случайно, подчёркиваю, совершенно случайно, я узнал историю одной молодой женщины. Так сложились жизненные обстоятельства, что получив юридическое образование, и проработав несколько лет по специальности, она вынуждена была из нашего пусть и маленького, но города переехать в село. Поскольку её юридическое образование в селе оказалось не востребовано, пришлось идти на ту работу, какая была. Работой этой оказалась должность библиотекаря в сельской библиотеке. Героиня наша комплексами не страдает, поэтому она стала работать там, где получилось. Но для нас эта история интересна  тем, что по окончании первого года работы её заставили заполнять е-декларацию. Как ей объяснили, что, получая зарплату от сельсовета, она является сотрудником местного самоуправления, а значит, приравнивается к госслужащему, а значит, должна заполнить е-декларацию.

И только на первый взгляд эта логика абсурдна. Судите сами, сидят эти библиотекари в тиши своих библиотек, тихони такие себе. А в тихом омуте, как всем известно, черти водятся. Вот наверняка эти тихони не выдают книги читателям пока не получат соответствующее денежное вознаграждение. Вы говорите, что в век интернетов, планшетов, электронных книг и прочих гаджетов библиотекари готовы сами платить читателям, чтобы те ходили в библиотеки, и их бы не прикрыли за ненадобностью? Значит, в этих библиотеках есть раритетные книги, которые эти тихони сбывают на сторону, и таким образом незаконно обогащаются. Вы говорите, что самый большой раритет в сельской библиотеке это история местного колхоза «Червоно дышло», и этот раритет без доплаты никому не всучишь? Тогда такой вариант, эти тихони, за неимением раритетов сдают книги на макулатуру, а прибыль не сдают в кассу сельсовета, а прикарманивают. Вы говорите, ближайший пункт приёма макулатуры находится на таком расстоянии, что выручка от её сдачи как раз окупит бензин, затраченный на её доставку? Ну не книги они на макулатуру сдают, а стеллажи деревянные продают односельчанам на дрова. В нашей степной местности это один из способов уйти от газовой зависимости. Всё равно вы меня не убедите, что не может сельский библиотекарь мутить какие-нибудь схемы и пилить бюджет села.

А если без ёрничанья, то дело в следующем. Получив указание заполнить е-декларацию и мысленно покрутив пальцем у виска, мысленно, чтобы не раздражать мудрое начальство, отдавшее указание, наша библиотекарь с энтузиазмом взялась за это дело. А не тут-то было. Ни с первого, ни со второго, ни с энного раза это ей не удалось. Напомним, речь идёт о человеке с высшим образованием, юридическим. Это образование она честно получила, учила предметы, сдавая сессии, никому ничего не платила. На своей работе она постоянно пользовалась компьютером, но, пробившись неделю, декларацию сама заполнить не смогла. Тогда она начала обзванивать друзей и однокурсников, попавших после университета на работу в суды и прокуратуру (сотрудники этих учреждений уже не первый год заполняют е-декларации). И, в конце концов, нашла «должника», которому когда-то помогала делать курсовые. Он-то, по телефону, что называется в режиме он-лайн, и помог ей завершить эту миссию.

К чему я отрываю этой историей время у уважаемого читателя? А к тому. Если депутатов городского совета и можно заподозрить в лукавстве и преднамеренном сгущении красок, то за героиню моего рассказа я ручаюсь головой. А, следовательно, существует проблема с программой е-декларирования. Скорее всего, она либо не доработана, либо слишком «заумная» для рядового пользователя. Да и с системой поиска деклараций в реестре НАПК не всё обстоит хорошо. У меня есть сильные подозрения, что из пяти деклараций депутатов, которые я не смог найти, большинство, если не все, просто затерялись в недрах этого самого реестра. Кстати, о депутате, признавшемся, что он е-декларацию не сдал. Он также сказал, что, потеряв кучу времени в бесплодных попытках заполнить эту самую декларацию, он плюнул и бросил это тухлое дело. Никаких грехов, связанных с коррупцией, этот депутат за собой не чувствует. Я, со своей стороны, могу засвидетельствовать, что ни дома, ни земельного участка за ним не числится (дом и земельный участок, на котором он стоит, принадлежит его родителям, а родители этот дом честно построили ещё в советские времена), ни машины, ни мотоцикла, ни велосипеда у него нет. Зато есть три работы, на которых он работает, чтобы помочь дочери – студентке архитектурного факультета.

И на закуску. Это не первый раз, когда я рассказываю кому-то историю о сельском библиотекаре, заполняющем е-декларацию. Так вот однажды, в ответ на мою историю, мне рассказали о дворниках коммунального предприятия попавших в такой же переплёт. Историю о дворниках, заполняющих е-декларацию, оставим на совести того, кто её рассказал. Но за правдивость истории о сельском библиотекаре я ручаюсь головой.

Михаил Бойко

Публікації у розділі "Блоги" відображають винятково точку зору автора. Позиція редакції Інтента може не збігатися з позицією автора.

Поділитися