16 серпня 2017 р. 18:54

Рынок земли существует, но он «теневой», - эксперт

Рынок земли существует, но он «теневой», - эксперт

Сейчас земельна реформа воспринимается, как продажа рынка земли, предоставление прав продажи. Но на самом деле, это только одна плоскость, которая очень политизирована

Эксперт по земельным отношениям Офиса секторальной децентрализации Олег Проценко считает, что земельная реформа гораздо шире, чем просто возможность продавать или не продавать паи. 

Такое мнение он высказал в интервью «Громадському радио».

- Существует мнение, что в появлении рынка земли не заинтересованы крестьяне. Однако есть и другой подход о том, что люди, обладающие паями самом деле — совершенно бесправны, их паи арендуют за мешок зерна, поэтому рынок земли нужен прежде всего для них. К какому лагерю относитесь вы?

- Сейчас земельна реформа воспринимается, как продажа рынка земли, предоставление прав продажи. Но на самом деле, это только одна плоскость, которая очень политизирована. другая плоскость - передача прав управления и распоряжение непосредственно от государства местному самоуправлению. И созданы объединенные территориальные общины имеют самостоятельно распоряжаться своими ресурсами. А основной ресурс у громады - это земля и за пределами населенных пунктов, и в пределах.

- А сейчас это право имеет район?

- На сегодняшний день землей в пределах населенных пунктов распоряжается местная громада, а за пределами населенных пунктов - государство. А государство — через уполномоченный орган «Госгеокадастр». Поэтому общество не видит, кто владеет этой землей. Они не могут влиять на то, кому сдать ее в аренду. Всего в Украине где-то около 60 миллионов гектар, из них 42 миллиона - это сельскохозяйственная земля, и из них 32 - уже распаеванные земли, и относятся они к частной собственности конкретных людей. А примерно 10 миллионов гектар - государственная собственность, сельскохозяйственные земли, находятся за пределами населенных пунктов. И земельная реформа в части децентрализации - это как раз эффективное управление этими 10 миллионами гектар земли. А что такое 10 млн га? это примерно 10 миллиардов в денежном измерении, если один гектар стоит одну тысячу долларов. И если открыть рынок земли, то громада сможет использовать этот ресурс более эффективно, выбирать, кому сдавать, бизнес там лучше развивать. Это увеличивает поступления в бюджет, увеличивает шансы на развитие территорий, то есть земельная реформа — это гораздо шире, чем возможность продавать или не продавать свои паи.

- Сейчас этот вопрос пытаются решить решить несколькими законопроектами, которые уже есть в парламенте. Но они каким-то образом попали в строительный комитет. И там есть строительное лобби, которое делает все, чтобы эти законопроекты не были рассмотрены.

- Основной закон, который передает права от одного органа к другому, т. е. к объединенным территориальным громадам, под номером 4355. Он рассматривается через аграрный комитет, уже прошел первое чтение, а на второе не выносится уже длительное время. К нему есть много вопросов у депутатов разных групп.

- Это земля за пределами населенных пунктов и в пределах объединенных территориальных громад.

- В пределах ОТГ, но за пределами населенных пунктов. Ведь объединенная территориальная громада состоит не из одного населенного пункта, а из нескольких, которые договорились и объединились. И сейчас в пределах населенных пунктов они влияют, а за пределами, где есть земля, на которой все выращивается, - нет. Недавно были в ОТГ в Житомирской области, и нам рассказывали, что пришли к голове ОТГ люди и говорят, что они арендовали землю, а местные органы даже об этом не знают. И они могли сдать ее в аренду намного дороже. Это большие потери органов самоуправления ОТГ.

- Многие люди, которые поверили в реформу, говорят, что им государство как раз и обещало решить вопрос с распоряжением землей на их территории. Но ею и до сих пор распоряжается район.

- Даже не район, а «Госгеокадастр», это государство в государстве. Это централизованный орган, который подчиняется Министерству аграрной политики, и он самостоятельно распоряжается землей.

- Кто блокирует реформу?

- Есть два блока - продажа и передача прав. Они между собой очень связаны. Каким образом? Сейчас землей распоряжается «Госгеокадастр», который самостоятельно решает, кому эту землю сдать, причем через свою выгоду. А выгода местного самоуправления объединенных территориальных громад не учитывается. Ранее «Госгеокадастр» предлагал пилотный проект, который завязан на том, что сначала нужно продать государственную землю, и затем через несколько лет дать право физическим лицам, владеющим землей, распоряжаться ею. И глава «Госгеокадастра» стал первым заместителем министра агрополитики, а так, как министра Кутового уже нет, он автоматически выполняет его обязанности. И лоббируется государственный проект, когда первой нужно продать государственную землю. А здесь уже нет влияния, а есть возможность манипулировать. И это, на мой взгляд, основной барьер, который тормозит децентрализацию. Ведь, если сделать децентрализацию, а затем открыть рынок земли, то землей будет расряджаться общество. А зачем это делать, если сейчас этим управляет «Госгеокадастр», и он может самостоятельно распоряжаться землей? И когда откроется рынок, ему от этого дополнительная выгода в частности коррумпированным элементам этой системы. Поэтому все это блокируется и децентрализация, на их взгляд, сейчас не ко времени, что очень печально, ведь этот вопрос требует немедленного решения. Потому что нужно передать землю громадам, затем ввести электронные прозрачные механизмы распределения этой земли.

- Если смотреть на позицию власти, долгое время тема земли была непопулярной - мы каждый год продлевали мораторий на продажу земли. И, наверное, благодаря требованиям МВФ, что-то начало делаться, но это все равно, что делается, не соответствует здравой логике того, как рынок земли должен открываться.

- Конечно, происходит полная манипуляция, реформа не откроет рынок и провалится. Даже если завтра открыть рынок, и дать возможность распоряжаться своим имуществом, очень маленький процент людей продаст эту землю потому, что большинство людей уже ее сдали в аренду на долгий период, а некоторые просто не захотят продавать землю. Однако главное - не количество продаж, а то, что это ограничение конституционных прав человека распоряжаться своим имуществом. И Верховная Рада этого созыва не сможет принять закон об открытии рынка земли. И следующая тоже, если смотреть по рейтингам политических партий, которые сейчас имеют первенство в обществе. Поэтому единственный способ это изменить - это конституционное представление, которое подали Алексей Мушак и еще более 50 народных депутатов в Конституционный суд. это наиболее эффективный способ отменить мораторий на продажу земли.

- Действительно ли у нас на сегодня все готово к тому, чтобы рынок земли заработал без злоупотреблений?

- Есть инструментарий, но для того, чтобы не было злоупотреблений, нужно внедрить электронные системы продаж: как аренды, так и продажи. Вся государственная или не коммунальная собственность должна либо сдаваться в аренду на аукционах, или продаваться, но тоже на аукционах, чтобы была конкуренция и справедливая цена. Чтобы не было возможности скупить за бесценок.

- А если говорить о частных землях?

- Здесь я не вижу никаких ограничений. У вас есть пай, вы хотите про- дать, я - купить. И мы идем к нотариусу и делаем сделку.

- Определенные политики пытается придать земле сакральное значение, что, якобы, без земли Украина погибнет, и крестьяне останутся вообще без ничего. И если все будет продано, все будет частным, крестьяне, например, не смогут иметь доступ к воде. Какие здесь могут быть контраргументы?

- Сейчас это и есть частная собственность, но у всех есть доступ ко всему. Во-вторых, сейчас уже есть рынок земли, если вы посмотрите объявления о продаже сельхоз земли, вы увидите, что рынок существует. Но он - теневой, и не дает финансовых поступлений государству. Он дает финансовую выгоду для лица, несущего коррупционные риски. То есть ничего не изменится, кроме того, что все легализируется, и от этого будет выгоду государству и людям, которые иметь право распоряжаться. Без рискованных операций.

- Какова гарантия, что цена вырастет?

- Нет никакой гарантии, но это законы рынка. Если мы по смотрим на мировой опыт, цены всегда колышутся то вверх, то вниз. Это общие экономические тенденции - чем больше спрос, тем большая цена. Сейчас спрос полностью ограничен, поэтому цена - минимальная. Если снять все ограничения, то по законам экономики цена будет вырастать.

- Что надо сделать, чтобы граждане получили право распоряжаться землями за границами населенных пунктов на своей территории.

- Принять законодательные изменения, которые позволят передать государственную собственность в коммунальными собственность, а именно землю сельскохозяйственного назначения за границами населенных пунктов - громадам. 

Підготовка цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через проект USAID «У-Медіа», що виконується міжнародною організацією Інтерньюз. Зміст матеріалів є винятково відповідальністю видання ІзбірКом та необов’язково відображає точку зору USAID, уряду США та Інтерньюз.

Поділитися