06 грудня 2017 р. 14:18

Самоуправление или диктат "гостей": кто мешает объединиться громадам в Болградском районе?

Самоуправление или диктат "гостей": кто мешает объединиться громадам в Болградском районе?

Репортаж ИзбирКома из Дмитровки Болградского района

Во вторник, 5 декабря, в селе Дмитровка Болградского района на внеочередную сессию сельсовета собрались местные депутаты, которые намеревались рассмотреть вопрос о добровольном объединении громад. Впрочем, после трехчасового обсуждения, споров и дебатов никакого решения принято так и не было. Почему так произошло и и-за чего в пятитысячном селе на границе Украины и Молдовы так неспокойно, - репортаж ИзбирКома

Предыстория вопроса

Дмитровка – традиционно крупное бессарабское село, расположенное практически на границе с Молдовой, причем с автономным территориальным образованием Гагаузия, которой входит в Молдову. В селе большинство жителей составляют гагаузы, которые поддерживают тесные связи с соседней автономией и акцентируют внимание всех гостей на необходимости сохранения культурной идентичности этого народа. Кстати, именно здесь родился известный ученый, тюрколог Степан Курогло, имя которого носит Дмитровский учебно-воспитательный комплекс, а о местных традициях и культуре известно далеко за пределами села. 


Впрочем, именно эту особенность села, которой нужно по праву гордиться, уже не первый год пытаются обернуть против самих сельчан, а заодно и влить изрядную порцию недобросовестной политики в сферу экономики и финансов. Но – обо всем по порядку.

В прошлом году в Болградском районе активно обсуждалась идея создания объединенной территориальной громады, в которую могла бы войти и Дмитровка. Жители сел, депутаты, сельские головы продумывали различные конфигурации, считали будущий бюджет, выясняли финансовую состоятельность потенциальной ОТГ, продумывали плюсы и минусы, проекты и направления развития. Уже тогда в селе обсуждали создание громады в составе сел Городнее, Дмитровка, Новые Трояны и Александровка. Однако дальше дело не продвинулось, на пути стала все та же пресловутая политика, и вопрос отложили.

В этом году его возобновили. Осенью сессия Городненского сельского совета приняла обращение к Дмитровке, Новым Троянам и Александровке с предложением создать ОТГ. Первыми на предложение соседей откликнулись дмитровские депутаты, и именно этому вопросу и была посвящена внеочередная сессия 5 декабря. 

Кому нужна рознь?

В зале Дмитровской школы в этот день было многолюдно, а появление заместителя председателя Одесского областного совета Юрия Димчогло и вовсе стало неожиданностью. А учитывая приезд ряда региональных политиков, депутатов и главы Болградского районного совета, журналистов и других гостей, то депутаты сельсовета составляли среди такого наплыва публики явное меньшинство. 

«Не надо нам, четырем селам, тянуть лямки в разные стороны. Не надо вспоминать советские колхозы, а надо конструктивно решить этот вопрос, объективно рассудить. Нам стоит это сделать, потому что мы будем иметь все свое. Если народ спит, у него есть два выхода: или умереть, или проснуться рабом. Я этого не хочу. Я должен найти другой выход для нашего села, чтоб мои дети, когда вырастут, с гордостью сказали: «Bän gagauz!». Этому месту нужен толчок, чтобы вырваться вперед. Как мы развивались последние двадцать лет? Плохо. На сегодняшний день мы теряем свои возможности. Вчера у нас было заседание постоянной комиссии депутатов сельского совета, все согласились выносить вопрос о громаде на сессию сегодня. Давайте принимать решение», - обратился к депутатам сельский голова Петр Кюлафлы.

Правда, конструктива в итоге не получилось, а депутатам не только мешали задавать вопросы присутствовавшим экспертам по вопросам децентрализации и другим выступающим, но и выступать самим. Зато весьма эмоциональным и продолжительным было выступление главного гостя собрания – Юрия Димчогло, который рассказал, что только с его приходом в областной совет села Болградского района начали получать деньги, а заодно и упрекнул сельского голову:

«Вместо того, чтоб заниматься фигней, которой вы сегодня занимаетесь, займитесь нормальным делом и зарабатывайте деньги», - предложил заместитель председателя Одесского облсовета.

И пояснил, что против создания объединенной громады в предложенном формате:

«Я против того, чтобы Дмитровка объединялась с Городним. Только при одном условии: если центром объединенной громады будет Дмитровка. Потому что вы сегодня, после этого, не сможете ничего решать. Самый большой минус я вижу, что села Болградского района сами самостоятельны, неплохие села и они могут сами прожить. А инфраструктурная субвенция – это неофициальный фактически подкуп», - уверен депутат от Ренийского района Ю. Димчогло.

Любопытно, что на самом деле предметом обсуждения на сессии был вовсе не центр будущей объединенной громады и даже не размер субвенции, которая хотя и является неплохим подспорьем для громад, однако, разумеется, не может и не является главным фактором для объединения. Однако именно эти аргументы зачастую высказываются противниками создания ОТГ в попытках манипулирования общественным сознанием. В самом деле, если поставить провокационные вопросы: «Кто главнее» или «Разве вы допустите, чтобы вами управлял сосед?», - то получить на них можно исключительно неконструктивные ответы. А получив эмоции: «Не допустим, мы главнее», - легко продолжить манипуляцию, затронув и весьма непростую тему. И она снова, в который раз, была затронута 5 декабря. 

Стоит отметить, что большинство населения села Городнее составляют болгары, сам же населенный пункт является одним из древнейших болгарских поселений в Одесской области. И если для жителей сел Городнее и Дмитровка этнический фактор в этом вопросе первоочередным не является, то он явно считается таковым для политиков. Правда, сформулировать суть проблемы удается не всегда:

«Хорошо, когда мы вместе танцуем, вино пьем, брынзу едим, а когда мы начнем делить деньги, у нас появится межнациональный вопрос», - считает Юрий Димчогло.

Правда, не уточнив, каким образом распределение финансовых ресурсов будет зависеть от этнической принадлежности депутатов, старост и бухгалтеров будущей объединенной громады. Отмел он и доводы о том, что для справедливого распределения ресурсов между селами в громадах (а этот вопрос возникает абсолютно во всех ОТГ, независимо от национального состава) создаются уставы громад и принимаются другие нормативно-правовые акты, которые прозрачно регулируют бюджетную политику внутри громады и устанавливают правила финансирования. И уж тем более не волновало гостей сессии то, что в объединенных громадах нет того, кто «главнее» и того, кто «менее главный», поскольку, как и в других местных советах, решения принимаются коллегиальным органом – местным советом, а с учетом практически одинакового количества населения в селах, то и депутатов от каждого будет примерно одинаково.

Впрочем, сыграть на эмоциях всегда проще, чем вникать в особенности законодательства и, тем более, финансовых расчетов. С другой стороны, присутствовавшие легко согласились, что между селами всегда существовали обычные соседские отношения, а смешанные браки между гагаузами и болгарами не являются чем-то исключительным или враждебным. Справедливо, вероятно, и то, что если постоянно рассказывать о вражде и ненависти, пусть и несуществующей, то рано или поздно беду действительно можно накликать. 

Три часа бурного обсуждения сопровождались весьма эмоциональными выступлениями и вопросами, а в громких дискуссиях, в которых смешались гагаузский, русский и болгарский язык, уловить суть происходящего было нелегко. Когда же дело дошло до зачитывания проекта решения сельским головой Петром Кюлафлы, хаос в зале достиг наивысшей точки кипения. Тут и десятки гостей, которые активно советовали, как правильно читать документ и считать голоса депутатов, и громкие крики на тему: «Депутаты, вы ничего не забыли?», и подсаживание гостей к депутатам, и общение с ними «на ушко»… В итоге шум и ругань превратились в малоуправляемый хаос, за которым внимательно наблюдали гости с фотоаппаратами и камерами в руках. Ситуация была столь интересной, что даже спешащий по делам зампредседателя областного совета, который почти собрался уходить, решил остаться и посмотреть за процессом голосования. После того, как стало ясно, что даже зачитать проект решения не удается, сессионное заседание фактически прекратило свою работу, гости оперативно покинули зал, а депутаты остались, пытаясь осмыслить, что и почему произошло.

«Вчера все сообща решили выносить вопрос на сессию. Комиссия заседала спокойно, обсуждали конструктивные вопросы. Что произошло за ночь, я могу догадываться и догадываюсь. Происходит сильнейшее давление на депутатов, людей попросту запугивают. Что происходит? Это 21 век, это демократичная страна? Когда депутатам не дают сказать слова и звонят с угрозами? Мы этого хотим? За то, что я хочу сделать в селе изменения, решать вопросы самостоятельной громадой и наконец вывести Дмитровку на прогрессивный этап, мне сказали, что я «занимаюсь фигней». Это как?» - недоумевает сельский голова.

Отметим, что точка в вопросе создания громады не поставлена. Скорее всего, в декабре в селе все равно пройдет сход жителей, на котором будут как заслушивать отчет о работе сельского головы, так и вопрос объединения. А вот будут ли теперь на каждом собрании жителей и каждой сессии присутствовать многочисленные «гости» и каким будет их влияние на волеизъявление, - станет ясно в ближайшее время.

Евгения Генова

Поділитися