17 липня 2017 р. 03:00

"Имидж мэра и его команды важен для привлечения иностранных туристов и развития гражданского общества", - первый вице-мэр Салоник

"Имидж мэра и его команды важен для привлечения иностранных туристов и развития гражданского общества", - первый вице-мэр Салоник

ИзбирКом встретился с первым вице-мэром греческого города Салоники, чтобы узнать, как власти и гражданское общество привлекают в свой город гостей и делают их визиты интересными и безопасными

Греция, несмотря на внутренние конфликты и непростые отношения с Евросоюзом, с каждым годом все увереннее становится одним из крупнейших мировых туристических центров. Иностранцы едут сюда не только посмотреть исторические памятники и вдохнуть воздух колыбели современной цивилизации, но и насладиться покоем, зарядиться энергией местных жителей, почувствовать себя желанным гостем и, конечно же, вкусно покушать. О секретах привлечения туристов ИзбирКому рассказал первый вице-мэр Салоник по вопросам туризма Пенгас Спирос, с которым мы встретились в одной из одесских гостиниц во время его визита в наш город.

- Вы занимаетесь развитием туризма в Салониках на протяжении шести лет. Как изменился за это время среднестатистический турист?

- Туристический оборот до моего прихода на эту должность  был 1 млн 100 тыс. человек, 75% которых были внутренние туристы. Теперь оборот увеличился до более 2 млн туристов, и соотношение составляет уже 50 на 50, то  есть, растет процент иностранных туристов, и это очень хорошо. Кстати, растет доля украинских туристов в городе, и существует хорошая тенденция роста потока, поэтому отмечу, что очень важным является сотрудничество Одессы и Салоник, и Украины и Греции в целом.

- Несмотря на то, что универсальных рецептов в такой сфере не существует, что Вы все-таки могли бы посоветовать для развития туризма в таком городе как Одесса?

- Те нововведения, которые были сделаны в Салониках, прежде всего касаются культурного пространства города. Городской совет обратил внимание на развитие новых туристических маршрутов. Одесса, как и Салоники, привлекает туристов своей мультикультурностью. Еще одна особенность – продвижение города. Наши сотрудники выбирают каждый год шесть городов - иностранных - и едут туда, чтобы рассказывать о Салониках операторам туристического рынка. Одесса начинает делать то же самое, и это очень хорошо и правильно. Ее важно, чтобы в городе были узнаваемые места или памятники. Например, несколько лет назад мы построили самую длинную аллею для прогулок, которая считается самой длинной в юго-восточной Европе. Вообще Салоники называют балканской Калифорнией. Это наша особенность.

Набережная г. Салоники. ФОТО: nice-places.com

- Влияют ли граждане на принятие туристических программ?

- Да, бесспорно, гражданское общество привлечено к разработке туристических проектов. Городские власти считают, что если город хочет изменить свой характер, нужно обязательно привлекать население к развитию туризма. Люди должны в этом участвовать, чтобы и понимать, что происходит, и чувствовать важность происходящего, и давать советы. Один из ярких примеров – наш туристический отдел разработал новые туры по городу, так как старые необходимо было разнообразить. Их стало несколько – греческий, римский, византийский, гастрономический и так далее. И когда все они были запущены, населению предложили испытать их бесплатно на себе, чтоб и узнать больше о культуре своего города, и посмотреть, как это выглядит и интересно ли это. Также запущена программа "Ночь в музее", благодаря которой жители могут лучше узнать свой город. Также на протяжении последних четырех лет у нас для горожан работают бесплатные курсы иностранных языков - русского и турецкого - чтобы они умели общаться с нашими туристами.

Ярким примером участия гражданского общества в развитии туризма является и процесс выбора шести городов, куда ездят представители горсовета. Происходит опрос людей, задействованных в сфере туризма, выслушиваются их предложения, какие города более интересны, а потом принимается решение.

Одна из наших главных целей – чтобы деньги вкладывали не только в отели или главные туристические объекты, а чтобы от этого имели выгоду все граждане, тогда они будут заинтересованы в предоставлении хорошего сервиса туристам, в привлечении гостей в наш город.

- Много ли приходится тратить из бюджета на развитие туризма?

- Нет, это совсем небольшая доля, из бюджета тратится примерно 200 тысяч евро в год. Самое главное продвижение туризма – это политический имидж мэра города и его команды. Люди в городе понимают, что туризм – самая успешная часть политики мэра и его команды, они могут увидеть положительные стороны развития туризма своими глазами, на улицах, потому что город преобразился, растет количество туристов, что приносит прибыль. А раньше этого не было. Поэтому деньги в этом случае - не главное.

- Каким, по Вашему мнению, должен быть город для удобства иностранных туристов?

-  Первый важный момент – это возможность легко ходить пешком, это первая вещь для туристов. Салоники обладают большим количеством пешеходного пространства, это хорошо. Кстати, в Одессе оно тоже есть. Также у каждого памятника появилась табличка с кратким описанием того, с чем связано это место или памятник. К концу года их будет 40. Кроме того, скоро у нас планируется завершение строительства метро, и это сделает возможность передвижения по городу лучше, это очень важное строительство для нас всех.

- Почему туристы едут в Салоники, кроме того, чтобы посмотреть на исторические памятники? Есть ли еще какие-то особенности, которые их привлекают?

- Первое, что привлекает туристов в город, - это мультикультурность, а второе – наш гастрономический фестиваль, который проводится уже несколько лет, и город стал известным по всему миру благодаря своей кухне. Уже есть запросы из Польши, Кипра и других стран, чтобы их туристов организованно привозить специально на такие фестивали. Он очень популярен.

- Из-за войны Одесса потеряла много иностранных туристов, хотя мы не находимся на территории боевых действий. В Греции также часто проходят массовые акции, протесты, столкновения, противостояние между политическими силами. Как у вас привлекают туристов в таких условиях?

- Основной центр демонстраций и волнений – это все-таки Афины, а не Салоники, и благодаря этому наш город заслужил репутацию самого спокойного города Греции. Паломники посещают объекты, которые находятся в стороне от таких событий, и это нравится туристам. Когда в Греции были массовые волнения, наши сотрудники ездили по разным городам Европы и рассказывали, что у нас безопасно. Сейчас ситуация значительно улучшилась. Надо всем рассказывать, что в городе спокойно. Иначе кто-то вместо вас расскажет, что, наоборот, все плохо. 

- Есть ли в Салониках карта туриста?

- Городской совет пытается внедрить такую карту в городе, проводились переговоры с торговой палатой, однако пока этого не удалось сделать. Есть частная инициатива компании "Еllinair", однако очень сложно объединить общественный сектор и городские туристические учреждения, например, музеи, с частными предприятиями. В последний год Салоники являются частью проекта "Европейский городской маркетинг", эта организация создает такие городские карты, можно перенимать их опыт, но своих карт у нас пока нет, хотя все для этого делается.

- Насколько доступным для туристов являются Салоники с точки зрения транспорта?

- У нас происходит активное сотрудничество бизнес-сектора с городскими властями. В 2011 году мэр лично ездил в Стамбул для того, чтобы установить авиасообщение между Стамбулом и Салониками, одним из важных пунктов для аргументации было то, что в Салониках родился Кемаль Ататюрк. И работа со стамбульскими авиалиниями начиналась с двух рейсов в неделю, а теперь их два в день. Также идет активное сотрудничество с "Ryanair", которая сейчас даже обслуживает внутренние рейсы, что значительно удешевило внутренние перелеты и, само собой, делает наш город доступным для внешних туристов. Что касается железнодорожного сообщения, то греческие железные дороги проданы итальянской компании, и во многом благодаря этому проблемы с железнодорожным сообщением удалось преодолеть, несмотря на затянувшийся экономический кризис в Греции.

- С каким брендом в первую очередь ассоциируется город Салоники?

- Ранее главным символом города была Белая башня. Однако это продукт для внутреннего рынка. Если вы скажете грекам: "Белая башня", - они поймут, что это Салоники. Но иностранцы этого не знают. После того, как была построена в 2013 году самая длинная набережная, в конце установили очень красивую скульптуру из зонтиков, люди там часто фотографируются, это очень популярное туристическое место. Есть ожидание, что в течение следующих 20 лет эта скульптура станет символом Салоник. Что же касается Одессы, то это знак «Я люблю Одессу» с якорем, это очень хорошо отражает натуру города.

Белая башня в Салониках. ФОТО: nice-places.com

Знаменитые "Зонтики". ФОТО: nice-places.com

 

Евгения Генова

 

Поділитися