28 лютого 2017 р. 02:00

Мужчина - из Рады, женщина - из сельсовета? Как распределяются должности в местных советах Одесской области между женщинами и мужчинами

Мужчина - из Рады, женщина - из сельсовета? Как распределяются должности в местных советах Одесской области между женщинами и мужчинами

ИзбирКом выяснил у экспертов, какова роль женщин-депутатов в местных советах и почему в Украине пока так мало женщин-политиков

Международные исследования подтверждают, что Украина стабильно занимает 143-145 места относительно количества женщин, включенных в процесс утверждения государственных решений. Если учесть, что всего в этом рейтинге – 190 стран и хуже нас, к примеру, Кувейт, Конго, Мьянма и Самоа, а лучше – Узбекистан, Египет и Турция, то похвастаться нам явно нечем. 

Особенно приняв во внимание тот факт, которым у нас даже немного принято хвастаться: дескать, в Украине всегда была сильна роль женщины, да и вообще, здесь практически процветал эдакий сельский матриархат. Как бы там ни было, в вопросе государственного управления и роли женщин в политике мы уступаем странам с так называемыми традиционными ценностями, что вызывает определенное удивление.

РЕЙТИНГ: ipu.org

Женщины в советах ОТГ

Тем не менее, опрошенные ИзбирКомом эксперты утверждают, что из года в год заинтересованность украинских женщин политикой и, в частности, местным самоуправлением растет. Отчасти это связано с общим ростом внимания к органам местного самоуправления, вызванного в том числе и децентрализацией.

«Интерес к деятельности местных советов в Украине однозначно растет. Когда чиновники разобрались, что основные финансовые ресурсы благодаря децентрализации и созданию объединенных территориальных громад сосредотачиваются на местах, а не в областных и районных бюджетах, то многих заинтересовала возможность возглавить процесс распределения этих ресурсов. И, естественно, количество желающих поучаствовать в этом процессе растет. Мы наблюдаем, как бывшие или действующие руководители районов или депутаты областных советов или, чего уж там – даже народные депутаты, пытаются создавать громады «под себя» или пытаются через подкуп голосов обеспечить победу своему подконтрольному кандидату», - отмечает директор Одесского подразделения Центра развития местного самоуправления Юлия Молодожен.

И действительно, если в 2015 году выборы в восьми ОТГ Одесской области прошли достаточно спокойно, то уже декабрьские выборы 2016 года продемонстрировали весьма высокую заинтересованность как местных политиков, так и деятелей самого высокого уровня. Конкуренция на депутатский мандат кое-где достигала 10 человек, а выборы в Ширяевскую ОТГ вызвали немало вопросов у наблюдателей. В частности, активисты Гражданской сети ОПОРА заявили, что обеспокоены необычно высокой явкой граждан (более 70%) и попытками народных депутатов повлиять на избирательный процесс и подсчет голосов. В итоге здесь завязалась нешуточная борьба за должность главы громады, в которой действующая глава поселкового совета, которая инициировала процесс объединения громады, Юлия Шаповалова, уступила победу кандидату, чью сторону заняли политики всеукраинского уровня, - Виктору Полюганичу. Несмотря на то, что в конфликт даже вмешался президент, выборы были признаны состоявшимися, и новый глава уже приступил к работе.

В то же время в местных советах одесских ОТГ уровень присутствия женщин весьма высок и в среднем по 11 громадам составляет 56%. Если сравнить, например, с Одесским городским советом, то там женщин намного меньше – 25%, а в Верховной Раде – и того меньше – 12%. В среднем же по Украине, согласно данным Комитета избирателей Украины, присутствие женщин в местных советах составило около 17%. Выходит, что, чем ниже уровень местного самоуправления, тем больше в нем женщин, и, наоборот, чем выше уровень и, соответственно, больше влияния, тем больше в совете мужчин.

По словам регионального координатора проекта "Построение женского политического лобби в Украине" Елены Микитась, такая ситуация выглядит абсолютно закономерной:

"После начала процесса децентрализации и создания ОТГ мы предполагали такую тенденцию. В сельских советах больше женщин, поскольку там меньше ресурсов, которыми можно распоряжаться, меньше шансов заработать и решить свои частные интересы. Чем беднее села, тем больше там женщин в советах. И, наоборот, сейчас, когда стало ясно, что ОТГ получают серьезное финансирование и сосредотачивают крупные ресурсы, у мужчин возрос интерес к руководству этими громадами, и потому женщин во главе ОТГ - намного меньше. У меня есть живой пример, когда одно село на Херсонщине практически было уничтожено и распродано. И местная жительница, которая его очень любила, вызвалась его спасать, поскольку не хотела уезжать, стремилась его возродить. Сложно себе даже представить, через какие трудности ей пришлось пройти, но у нее получилось, село возродилось. И что вы думаете? Правильно, теперь на этот пост появились претенденты-мужчины. Не поймите неправильно, это не значит, что женщины - хорошие, а мужчины - плохие. Просто у нас в обществе с детства закладываются стереотипы, когда мальчикам внушают, что они - добытчики и должны любыми способами "добывать". Вот они и "добывают", как получается", - говорит экспертка.

ИНФОГРАФИКА: ИзбирКом

О стереотипах говорит и экспертка по вопросам избирательного процесса, развития гражданского общества, права, волонтерской деятельности Инна Туркеня:

«Сегодня мы видим, что все больше женщин участвует в местном управлении. Но, как вы правильно заметили, чем выше уровень советов, тем меньше женщин там представлено. Можно утверждать, что, начиная с сельских и поселковых советов, они могут накопить важный управленческий опыт и подниматься выше по ступеням политики и общественной жизни. Существует мнение об отсутствии желания у самих женщин принимать участие в формировании местных политик высокого уровня. Но в действительности, все просто и прозаично. Чем выше уровень, тем больше доступ к ресурсам. Как властных, так и материальных. Тем сложнее женщине проявить свои профессиональные качества в чисто мужском мире. Наличие негативных стереотипов о роли женщины в политике перекрывает имеющуюся в ней принципиальность, умение мыслить шире, взвешенно принимать решения, преданность своему делу. Кроме того, женщины, которые готовы идти в политику, подвергаются ряду ограничений, вызванных системой гендерного неравенства. А как результат, большинство в городских, областных советах и Верховной Раде состоит из мужчин», - поясняет она.

О проблеме карьерного продвижения говорит и Юлия Молодожен. Впрочем, по ее мнению, такая же ситуация сложилась не только в политике, но и в других сферах:

«Женщины сегодня все активнее принимают участие во всех сферах жизни. Пробиться же наверх карьерной лестницы – для этого сегодня нужны не только профессиональные умения, для этого женщине, в отличие от мужчины, надо принести в жертву часть социальных ценностей – семью, любимые увлечения и другое. И это не только в сфере публичного управления. В бизнесе у нас тоже не очень много встретишь бизнес-вумен в верхнем эшелоне топ-менеджеров. Ну вот скажите, какому мужу понравится, если среди ночи позвонит телефон его супруги-мэра, и она помчится решать проблему прорванного водопровода или проводить ночь в штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций?» - говорит она.

В самом деле, если в советах ОТГ женщин-депутатов в среднем – большинство, то уже главы громад в основном – мужчины. Правда, женщины нередко становятся секретарями советов, то есть, занимают именно те должности, которые требуют скрупулезной работы, обработке огромного количества документации и минимума публичности. Ведь секретарь почти всегда остается в тени главы совета. 

ИНФОГРАФИКА: ИзбирКом

«Если говорить об оплате труда, то у депутата местного совета зарплаты, как известно, нет, а вот интересы – есть, причем, к сожалению, не всегда законные. Поэтому чем выше уровень совета и «посерьезнее» интересы, тем и больше мужчин. А в исполкомах советов, где требуется усидчивая и кропотливая работа, наоборот больше работают женщины», - делится наблюдениями Ю. Молодожен.

ИНФОГРАФИКА: ИзбирКом

Что изменила гендерная квота

В 2015 году в Украине впервые ввели гендерное квотирование. Согласно этому новшеству, в списках кандидатов должно быть не менее 30% представителей одного пола. Впрочем, законодатель не предусмотрел никаких санкций к нарушителям этой нормы, поэтому в итоге Центральная избирательная комиссия и ТИК на местах попросту «закрыли глаза» на невыполнение этого требования, и немало партийных организаций так и не выполнили эту квоту. В то же время многие критикуют такое требование, заявляя, что кандидаты должны определяться профессионализмом, а не половой принадлежностью. Есть и мнение, что женщины нередко сами не хотят участвовать в политике и найти 30% кандидатов в списках порой непросто.  

«Гендерная квота в представительских органах – это однозначно позитивная норма, которая была заложена пока что только в закон «О местных выборах». Но эта норма однозначно недоработана. В перечне оснований для отказа в регистрации избирательных списков партий нет несоблюдения гендерной квоты.  Как результат мы в 2015 году увидели, что многие партии просто ее не соблюли. С другой стороны, предусматривать санкции за несоблюдение гендерной квоты – тоже не выход. Санкции должны быть соизмеримы нарушению. На мой взгляд, доработка закона в направлении включения соблюдения пропорций представительства обеих полов в избирательных списках в перечень оснований для отказа избирательных комиссий в регистрации списков кандидатов запросто решило бы проблему. Но сомневаюсь, что это произойдет в ближайшем будущем. Более того, не удивлюсь, что в таком недоработанном виде «гендерная квота» попала в закон тоже не случайно. Мол, надо же, чтобы в законе было хоть что, на основании чего можно будет отметить позитив», - считает руководитель аналитического отдела Одесской областной организации «Комитета избирателей Украины» Анастасия Матвиенко.

Интересно, что в соцопросах украинцы, как правило, наоборот, заявляют, что для них пол кандидата не важен. 

Соцопрос: ratinggroup.ua

«Анализ отношения общественности к женщинам в политике показывает, что украинцы воспринимают женщин как квалифицированных и эффективных политиков. И утверждение, что женщин в политике мало из-за того, что избиратели предпочитают мужчин-кандидатов - только стереотипные представления лидеров политических партий, а не гендерных стереотипов избирателей. Женщины, занимающиеся политикой, проявляют активную общественную и социальную позицию», - утверждает И. Туркеня.

С ней согласна и Елена Микитась:

"Если говорить о тенденции за последние 10-15 лет, то общество стало принимать женщин-политиков. Как правило, большинство говорит, что пол - не важен, важна эффективность управления. И это очень позитивная тенденция. Если же говорить об активности женщин, то могу отметить, что мы, к сожалению, наблюдаем довольно низкую активность среди молодых женщин. Тут есть ряд факторов, в том числе и экономических, ведь даже на избирательную кампанию нужны деньги. Поэтому женщины идут в политику чаще после 30-40 лет, когда они уже имеют определенную экономическую базу, стабильность . Зато в волонтерской сфере за последние несколько лет - всплеск женской активности, причем в самых разных сферах. Возможно, потом часть этих активисток перейдет в политику". 

"Отличницы" и "двоечницы"?

Недавно одесский КИУ представил результаты «Аттестации» депутатов Одесского городского совета. Интересно, что женщины-депутаты получили либо очень высокие, либо очень низкие оценки:

«Одна женщина и один мужчина в Одесском городском совете получили «пятерки». В процентном соотношении среди мужчин – это 2%, а среди женщин – 6%. «Четверки» среди мужчин получили 18%, а среди женщин – 26%. Но «двойками» была оценена деятельность 29% мужчин-депутатов Одесского городского совета и 47% депутатов-женщин городского совета», - делится подсчетами А. Матвиенко. 

ИНФОГРАФИКА: ИзбирКом

Комментируя эти результаты, Инна Туркеня отмечает, что они неслучайны:

«Женщины являются значительным политическим ресурсом. Привлечение их в политику способно сделать современное управление более эффективным благодаря сочетанию различных опытов в процессе принятия решений и представительства интересов общественности. И довольно часто можно наблюдать, что в своей депутатской деятельности женщины действуют по принципу «не навреди». То есть, осторожно и в тени лидеров, чтобы никоим образом не испортить репутацию политической партии, даже если придется поступиться своими принципами. Вот такая эта так называемая «партийная дисциплина». Закон Украины «О местных выборах» хоть и содержит важную норму - гендерное квотирование, на самом деле отнюдь не дал женщинам больше возможностей быть представленными во власти», - говорит экспертка.

В то же время, нередко сталкиваясь со случаями дискриминации, сами женщины ее не воспринимают таковой либо же практически никогда не заявляют об этом открыто.

«Мне неизвестны случаи, когда кто-то открыто говорил бы о дискриминации по гендерному принципу в органах местного самоуправления. Наверняка она есть, и, наверняка, те, кто с ней сталкиваются, предпочитают молчать. Речь не только об органах местного самоуправления, речь в обществе в целом. В нашем обществе крепко укоренился архетип женщины-хранительницы семейного очага и мужчины-добытчика. Мне кажется, что мы просто должны пережить этот этап, все общества через него проходили. Когда речь идет о дискриминации, я всегда говорю, что только открытая и массовая борьба тех, кто подвергается дискриминации, может изменить ситуацию. В противном случае обществом это воспринимается как нечто несерьезное, не как проблема, а как голоса отдельных сумасшедших. Еще каких-то сто лет назад женщины Европы по-настоящему боролись за право голосовать на выборах. А у нас в стране? Ни мужчины, ни женщины не ценят свой голос на выборах, а мы говорим о гендерном представительстве…», - говорит аналитик А. Матвиенко.

По словам Елены Микитась, среди основных типов дискриминации женщин в местных советах - распределение руководства в постоянных депутатских комиссиях, когда женщинам чаще всего "отдают" медицину, образование и культуру, тогда как попасть в земельные комиссии или по распределению имущества - сложнее в несколько раз.

"Это и сексистские высказывания в адрес женщин, причем иногда - прямо на сессиях, и и давление, вплоть до угроз. Конечно, и мужчины сталкиваются с угрозами, но женщины - чаще, ведь считается, что их проще запугать. Или вот еще такие примеры, о которых мне рассказывают женщины-депутаты, - решение важных вопросов кулуарно, в узком мужском обществе, куда просто не допускаются женщины. И потом - принятие этих решений на сессиях без обсуждений. А ведь это самые важные вопросы, в том числе распределение земели и имущества громады", - рассказывает гендерная экспертка. 

Впрочем, определенные позитивные тенденции все же есть, поэтому, по мнению экспертов, поддержка и привлечение в политику женщин, которые являются лидерами, поможет создать новое поколение женщин-политиков, заинтересованных действовать на благо общества и сыграть значительную роль в развитии демократического общества.

Евгения Генова

Поділитися