10 жовтня 2017 р. 19:01

Схема «бесхозный груз»: как два расследования вскрыли целую теневую отрасль в портах Украины

Схема «бесхозный груз»: как два расследования вскрыли целую теневую отрасль в портах Украины

В портах Одесской области должностных лиц подозревают в продаже залежалых навалочных грузов по заниженным ценам, а также расследуется факт пропажи бесхозных контейнеров с ширпортребом

Речь пойдет о двух схемах незаконного заработка должностными лицами на залежалых грузах в порту Черноморска и других. Первую в 2017 году раскрыли полицейские из Управления защиты экономики в Одесской области. Дело в том, что после загрузки каждого торгового судна навалочными грузами, на причалах сохранялись небольшие остатки товара. Это происходит повсеместно ввиду измерения веса груза по ватерлинии судна, что неизбежно приводит к погрешностям. С течением времени остатки превращались в крупные партии, которые потом признавались «бесхозным (залежалым) товаром», изымались и реализовались в порядке действующего законодательства по значительно заниженной стоимости. Обычно данную цепочку махинаций от начала и до конца крайне затруднительно разоблачить, благодаря чему коррупционный механизм спокойно существует по всей Украине и, в частности, в порту Черноморска уже десятилетия. Однако в этот раз при помощи работы агентурной сети УЗЭ в Одесской области махинация была полностью раскрыта. Другая схема с невостребованными грузами касается  контейнеров с товарами широкого потребления и хозяйственного назначения, которые хранятся на территории порта под таможенным контролем сверх установленных сроков. Ее вскрыли сотрудники СБУ в Одесской области. «Тему» с навалочными грузами курировали налоговики из офиса крупных налогоплательщиков, а реализацию залежалых контейнеров «возглавили» пограничники из Южного управления ГПСУ при помощи одесских таможенников. Но для начала расскажем в подробностях историю с навалочными грузами.

Признание грузов бесхозными

Законодательно процедура признания товарно-материальных ценностей безхозными регулируется Декретом кабинета министров «О порядке изъятия и реализации грузов, находящихся в морских торговых портах и припортовых железнодорожных станциях сверх установленных сроков», а дальнейший механизм по хранению и передачи имущества для продажи установлен Приказом Миндоходов от 10.10.2013 № 570 «Об утверждении Порядка взаимодействия между подразделениями органа доходов и сборов при работе с бесхозными вещами и имуществом, которое переходит в собственность государства".

В конце августа и начале 2015 года ГП «Ильичевский морской торговый порт» направил два письма в ООО "Морское транспортное агентство «МТА Сервис», в котором сообщило, что после отгрузки Новолипецким металлургическим комбинатом (МК) партии чугуна на теплоход «Бонита», на территории порта были выявлены остатки груза в размере около 1000 тонн.  Странным в этом письме является тот факт, что погрузка чугуна происходила еще 21 января 2014 года, а озаботились его судьбой только 26 августа 2015 года.

После этого «МТА Сервис» обратилось в дочернюю торговую компанию Новолипецкого МК Novex Trading (Swiss) S.A. как к собственнику груза с вопросом, что делать с остатками  чугунных чушек. При этом в документе уже шла речь о 39,7 тонн остатка вместо «примерно 1 000 тонн». Вскользь упоминалось, что фактически на складе порта находится больше,  чем 39, 7 тонн. Таким образом, абсолютно непонятно, как в порту Черноморска образовалось столь большое количество бесхозного чугуна.

В ответ на письмо «МТА Сервис» трейдинговая компания заявила, что не имеет никаких претензий к товарным остаткам, так как все договора были выполнены в полном объеме. При этом на письме от швейцарской компании Novex Trading отсутствует печать предприятия и подпись ее руководителя, что также не может не настораживать.

Получив подтверждение от собственника груза, «МТА Сервис» сообщило начальнику ГП «Ильичевский морской торговый порт» Сергею Крыжановскому о том, что остатками грузами можно распоряжаться согласно действующему законодательству. В этом же письме от 01.12.2015 года, как мы видим, фигурировало еще 1 250 тонн руды железной агломерационной, принадлежавшей ПАО «Евраз Суха Балка», которое тоже якобы отказалось от своих прав на него.  

Через два дня, 03.12.2015, «МТА Сервис» обратилось в Специализированную государственную налоговую инспекцию по работе с крупными налогоплательщикам Межрегионального Главного управления ГФС, и уведомило об имеющихся бесхозных остатках груза.  Внизу документа есть ссылки на реквизиты писем от владельцев чугуна и руды железной. И тут не обошлось без «странностей»! В приложении указано, что письмо от  ПАО «Евраз Суха Балка» датируется от 03.12.2015, хотя двумя днями ранее, 01.12.2015 «МТА Сервис» в переписке с начальником Ильичевского порта Сергеем Крыжановским уже заявляло об отказе «Евраз Суха Балка» от руды весом 1 250 тонн.  Это может свидетельствовать о возможном составлении всей необходимой документации для признания груза бесхозным «задним числом».

Гуд бай, бюджет!

Официальный отказ владельцев от товарных остатков переводит их в статус бесхозных грузов, которыми уже распоряжается государство в лице его фискальных органов (в части навалочных грузов. - Ред). Именно по этой причине экспедиторская компания «МТА Сервис» и рапортовала в Офис налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками о наличии залежалого чугуна, руды и маленького количества угля. Задача представителей ГФС состоит в том, чтобы составить акт описи, оценки и передачи бесхозного имущества организации, уполномоченной по реализации такого груза. В данном случае подобным предприятием выступало ООО «Толк консалтинг» и ее одесский филиал. По информации на сайте компании, с 2010 года компания ежегодно входит в Реестр субъектов хозяйствования, которые могут совершать реализацию бесхозного имущества.

Агент УЗЭ в Одесской области выяснил, что в акте была указана заниженная в четыре раза стоимость на чугун и почти в два раза на аглоруду. Загадкой остается то, каким образом определялась степень износа. Если верить налоговикам, то износ чугуна передельного в чушках составил 65%, а руды железной аглоруды – 75%. Неужели в порту живут крысы, которые способны съедать металл? Здравый смысл подсказывает, что ржавчина не могла за два года поглотить более половины веса железа! В акте по передаче бесхоза уже определен точный вес чугуна и аглоруды – 915,28 и 1454  тонн соответственно.

К тому же перед экспертизой, которая легла в основу акта описи, оценки и передачи бесхозного имущества, не ставился вопрос о степени износа. Исследованием чугуна занималась известная компания SGS. В ее задачу входило: идентификация груза, визуальный осмотр, отбор проб, испытания в субподрядной лаборатории.  В результате были получены результаты о химическом составе чугуна и ни слова о степени износа.

Уже в рамках расследования уголовного производства 12017160000000032 от 18.01.2017 года оперативниками УЗЭ было официально установлено, что на момент реализации чугуна в чушках – март 2016 года – его рыночная стоимость составляла 6100-6260 грн за тонну, налоговики же указали 1500 грн за тонну (525 грн с учетом износа); за аглоруду на рынке давали 620-680 грн/тонна, у налоговиков – 350 грн/тонна (87,5 грн с учетом износа). Ниже приведены данные ГП «Укрпромзовнишэкспертиза» о реальной стоимости чугуна и аглоруды.

Занижение цен на залежалый товар было сделано вопреки п.8 «Порядку
учета, хранения, оценки конфискованного и иного имущества, переходящего в собственность государства, и распоряжения им»
, принятого постановлением Кабмина от 25.08.1998 года, содержащего норму о применении рыночных цен при продаже залежалого имущества.  Именно поэтому уголовное производство квалифицировано по ч.2 статье 364 (злоупотребление властью или служебным положением).  

Не обошлось и без участия сотрудников порта. В УЗЭ в Одесской области полагают, что остатки нарочно формируются при загрузке каждого теплохода, чтобы впоследствии накопленный бесхоз продавать по заниженной стоимости. Хотя в обоснованность и доказуемость таких подозрений трудно поверить. Так или иначе, вес навалочных грузов определяется по осадке судна (ватерлии), что и является «природной причиной» накопления остатков на причалах. Например, ветер подул и поднялись сильные волны и т.д.

Общий ориентировочный ущерб государственному бюджету составил порядка 6 млн грн. И это только всего лишь один эпизод…

Налаженная схема

ООО «Толк консалинг» во исполнение договора о реализации бесхозного имущества с одесскими налоговиками через торговую биржу «Иннекс» продало чугун и аглоруду некой ООО «ТЛС» по стоимости чуть выше той, которая была указана в акте. За посреднические услуги «Толк консалтинг» получил 10% от стоимости сделки. Далее «ТЛС» отправляет чугун в адрес эстонской компании Prenogorn OU по цене 28,83 $/тонна или 699 грн/тонна в Бургас, Болгария.

"Описанная схема существовала во всех портах и на протяжении всей независимости Украины. И это всегда была «тема» налоговиков", - рассказал наш источник.

Согласно информации из аналитической системы YouControl, учредителем и основателем ООО «ТЛС» является Виталий Викторович Юрченко. На данный момент следственные действия продолжаются и никому еще не было сообщено подозрение о совершении преступления.

Залежалые контейнеры

Из материалов дела №42016160000000763  от 20.09.2016 стало известно, что в Одесском, Южном, Черноморском портах предположительно действовала группа лиц из Южного регионального управления Государственной пограничной службы, Одесской таможни ГФС и сотрудников транспортно-экспедиторских отделов вышеупомянутых портов, которые незаконным образом отчуждали из собственности государства невостребованные (брошеные) контейнерные грузы. Сообщило об этом 15 сентября 2016 года в прокуратуру Одесской области местное управление СБУ. Позже, в рамках оперативно-следственных мероприятий, была выявлена пропажа 39 бесхозных контейнеров в Черноморском морском торговом порту.     

Журналист обратился за комментариями в Одесское управление Офиса крупных налогоплательщиков ГФС, где заявили, что вывод о стоимости залежалого чугуна и аглоруды осуществил Одесский научно-исследовательский институт судебных экспертиз на основе проведенных анализов компании SGS. В этом же запросе журналист попросил предоставить копии вывода о рыночной стоимости бесхозного груза, однако одесские налоговики эту просьбу по какой-то причине проигнорировали. Не исключено, что его вообще не было, а если и был, то теперь правоохранители из УЗЭ в Одесской области и прокуратуры могут попытаться привлечь к ответственности и эксперта из Одесского НИИ судебных экспертиз. Примечательно, что одесский Офис крупных налогоплательщиков не в курсе, сколько было реализовано бесхозных грузов за весь 2016 год. То есть, акт описи и передачи такого груза подписывают их сотрудники, договор с уполномоченной организацией по реализации товаров заключают тоже одесские налоговики, а «информация касательно реализации залежалых грузов в портах Одесской области в Одесском управлении Офиса крупных налогоплательщиков ГФС отсутствует».

P.S. Портовики и причастный к ним бизнес из года в год говорят о неурегулированности вопроса бесхозных товаров в портах Украины на законодательном уровне.  Есть много «пробелов» в процедуре хранения, признания и реализации залежалых грузов. В каких-то моментах, заявляют эксперты, нормативные акты попросту устарели. Высшее руководство страны со своей стороны все никак не может или не хочет заняться этим вопросом, что предоставляет широкое поле для маневрирования коррупционерам из различных госструктур.

Также напоминаем нашим читателем, что до вынесения приговора судом все фигуранты вышеперечисленных уголовных производств являются невиновными.

Ярослав Берендаков

Матеріал підготовлено в рамках роботи Центру публічних розслідувань, що реалізується в рамках проекту «Більше фактів для діалогу», який виконує Інститут висвітлення війни та миру (IWPR) за підтримки МЗС Королівства Нідерландів.

 

Поділитися