01 грудня 2017 р. 16:50

Трамваи-длинномеры, электробусы и новые троллейбусы: какой будет альтернатива «маршруточному аду» в Одессе

Трамваи-длинномеры, электробусы и новые троллейбусы: какой будет альтернатива «маршруточному аду» в Одессе

На вопросы ИзбирКома ответил директор КП "Одесгорэлектротранс"

«Вот тут у нас раньше была «зеленая стрелка», по которой транспортный поток уходил из-под моста. Теперь там идет трамвай. Оставляем «зеленую стрелку» -  получаем немедленное лобовое столкновение. Поэтому светофор там работает и будет работать в таком режиме, как сейчас. Продумываются варианты пустить часть машин под Глухим мостом, еще варианты, но светофор мы не уберем. Плюс наши автолюбители почему-то упорно не хотят ехать по Балковской. Сколько регулировщики туда не направляли – все равно по-прежнему едут только налево из-под моста, ну никак не переучишь», - директор КП «Одесгорэлектротранса» чертит на листике схемы движения автомобилей и трамваев под злополучным Пересыпским мостом, где уже который месяц скапливаются солидные пробки. Встретиться с ИзбирКомом Дмитрий Жеман предложил сам – после очередной дискуссии в Facebook: прояснить ситуацию и рассказать, почему «зрада» в ближайшее время станет не такой уж сильной, и на что надеяться заложникам растущего транспортного кризиса, который живут в Суворовском районе Одессы. Тем более, что, по нашему мнению, надеяться на улучшение ситуации с маршрутками, пока явно не приходится.

- В час пик, когда жители «поселка Котовского» (назовем этот спальный район по привычке именно так) не могут втиснуться в переполненные маршрутки, на помощь им приходят трамваи, курсирующие до Пересыпского моста. Дальше уже, как говорится, дело техники – пересесть на другие трамваи, троллейбус или попробовать втиснуться во все те же маршрутки, которые немножко разгружаются на пути следования к мосту. Но что делать тем, кто живет далеко от трамвайных путей и обречен терпеть треш переполненных «Богданов»? 

- Проложить в этом районе трамвайные пути, скажем честно, мало реально. Это слишком большие средства. Но альтернативу мы продумали, ею станут электробусы, которые будут заряжаться на Паустовского и везти жителей этого стремительно растущего спального района в центр города. Их планируется запустить по Днепродороге к Пересыпи и далее по Балковской до железнодорожного вокзала. С учетом резерва и 80-минутного интервала, то нам нужно 45 единиц, чтоб полностью «закрыть» маршрут. Конечно, будем добавлять это поэтапно. На рынке сегодня одна единица стоит от 400 тыс. евро, тут уже зависит от комплектации. Как вариант рассматривается приобретение электробусов через лизинг. Мы планируем запустить процесс в следующем году.

- Пока я собиралась на интервью, одесситы попросили задать несколько вопросов. Один из них касается трамвая №27. Сообщают, что он очень редко курсирует в промежуток с 18 до 20 часов, то есть, тогда, когда люди уезжают с работы. Возможно, это сговор с 220 маршруткой?

- По поводу сговора, то я не представляю, как это можно осуществить. Это ж какая должна быть сумма взятки, чтобы водителю было выгодно не поехать по маршруту и не заработать? Интервал движения 27 трамвая всегда одинаков, независимо от времени. Он физически не может ездить чаще, чем раз в 25 минут. Просто днем это не так заметно, а в час пик возникают нарекания. Во-первых, на Черноморке, куда он идет, есть часть однопутного участка, а, во-вторых, на линии там может находиться только один вагон, так как там очень старая подстанция. Что касается ее модернизации и льготных перевозок, то вы же понимаете, что 27-й маршрут обслуживает жителей Черноморска и Овидиопольского района. Мы бесплатно возим льготчиков из области. Мы много раз писали письма на администрацию города Черноморск и в поселок Таирово с просьбой помочь нам с компенсацией перевозки льготчиков, на что нам ответили, что эти маршруты очень нужны, но денег нет. Таким образом, все социальные перевозки, которые там осуществляются на сегодня, финансируются из бюджета города Одессы. 

- Мне написали, что недавно водитель 27 трамвая сказала, что кондуктор уехала домой, и она тоже работать не будет и едет в депо. Как такое может быть?

- Я не исключаю так называемый «человеческий фактор», но уверяю вас, что мы реагируем на все жалобы. Пишите нам на почту, звоните по телефон (он работает до 18:00, потом лучше писать на почту). Мы всегда отвечаем. Для жалобы обязательно нужны номер вагона и время, когда произошел инцидент. Я не могу сказать, что подобные ситуации носят массовый характер, но всякое бывает, и мы стараемся, чтоб их было как можно меньше. По крайней мере, на основных маршрутах интервал движения мы наладили. По черноморскому направлению часто бывают сбои из-за ДТП на линии. Например, Толбухина, там постоянно аварии, и мы долго ждем, пока приедет полицейская группа, пока уберут машины. Если задержка больше 20 минут, мы информируем об этом на нашем сайте и в Facebook. 

- А нельзя ли для информации о движении и задержках поставить электронные табло хотя бы на конечных остановках? Сайт и Facebook – хорошие инструменты, но пока не для всех…

- Эти табло там простоят до ближайшей ночи.

- Но у нас есть «Муниципальная охрана», есть видеонаблюдение. На той же Старосенной есть электронное табло с курсом валют. И никто не разбил.

- Ну мы все-таки не контролирующий орган, да и «Муниципальная охрана» оштрафовать за такое не может. Что касается Старосенной, согласен, мы рассматриваем этот вариант. Но там у нас есть диспетчерская.

- Читатели недовольны поведением ее сотрудников. Уже неоднократно доводилось слышать нарекания на невежливость и отсутствие информации о задержках.

- Я вам так скажу, что решить многие вопросы с транспортом нам позволит электронный билет, потому что как таковой человеческий фактор уйдет вообще. Не будет гонок, водитель не будет заинтересован обогнать другого водителя, его фонд зарплаты будет зависеть только от того, насколько вовремя он приедет. Если водитель не заинтересован в сборе выручки, то он будет ехать строго по расписанию. Мы в этом заинтересованы как никто другой. А что касается пресловутого человеческого фактора, то, не снимая ответственности с нас, могу сказать и то, что мы видим со стороны пассажиров. Мы выпустили несколько машин с полностью заново обшитыми салонами. Утром выехала машина, а вечером заехала в депо с изрезанными сиденьями. Летом сделали акцию, полностью заменили все побитые стекла. Вы думаете, у нас получилось? Побитые стекла снова в тех же местах, причем сразу же. А недавно была ситуация, когда из газового баллончика брызнули в лицо водителю и убежали. 

- Я сама как-то была свидетелем ситуации, когда пассажир отказался платить за проезд в трамвае и угрожал кондуктору его избить…

- И это не такое уже редкое исключение. Возникает вопрос защиты наших сотрудников. На каждую единицу транспорта посадить охрану – это минимум 250 человек. Нереально. Мы решили оборудовать весь подвижной состав видеокамерами, чтобы хотя бы фиксировать действия и находить нарушителей. Да и сам факт, что ведется видеофиксация, остановит многих.

- Вернемся к Старосенной площади. Там нет трамвайной остановки. Люди недовольны, приходится стоять под дождем, снегом или лучами палящего солнца – в зависимости от времени года. Почему ее нет?

- Там есть целая автостанция, куда можно зайти и подождать там трамвай. Там же есть диспетчерская на втором этаже и наша касса. Там же оборудован медпункт для осмотра водителей перед второй сменой. Чтобы не загонять вагоны в депо и делать пересменки на станции, на узловых станциях мы оборудовали медпункты, чтобы не терять время.

- Неподалеку от Старосенной есть пресловутый Новощепной ряд, где автомобили просто ездят вдоль трамвайного полотна, блокируя вагоны просто без конца. Есть варианты решения этой проблемы?

- Там нужна надежная защита от автохамов. Мы делали рейды с полицией, и результат все равно не достигнут. Отдельные граждане уверены, что все делают правильно и ничего страшного в блокировании трамваев нет. Там вообще обособленный путь, трамваи должны двигаться отдельно от автомобилей. Но на асфальтированной проезжей части машины ездить не могу, так как там расставлены торговые точки, поэтому машины едут по трамвайным путям. Более того, там еще и товар выгружают-загружают, стоя на рельсах, и мы стоим, ждем. Поэтому выход один, и это уже вопрос решенный – будем ограждать пути.

ФОТО: КП ОГЭТ

- Были жалобы на состояние машин по 12 троллейбусному маршруту: холодно и грязно. Убрать в  салоне больших денег же не стоит? Плюс жалуются на задержки в движении.

- На наш взгляд, там нормальный интервал движения. Что касается машин, то, опять же, могу посоветовать жаловаться в таких случаях. Конечно, если троллейбус едет по запруженной улице, то нередко останавливается из-за припаркованных машин. Естественно, дыра на маршруте получается. Вызываем полицию, они ищут хозяев, потом вызывают эвакуатор… Процесс затягивается, скандалы, ругань… И все это время мы стоим, ждем. По 7-8 машин скапливается за раз.

- Недавно в мэрии обсуждали, что на таможне застряли наши новенькие троллейбусы из Беларуси. Есть прогнозы, когда решится проблема?

- Скоро будет суд, мы надеемся, что в этом году пять единиц первых троллейбусов, которые сейчас на таможне, мы уже получим. Как только начнутся подвижки в этом вопросе, то это будет довольно быстро. На заводе нам пообещали поставить все 47 единиц в течение 90 дней.

- И как у нас будет выглядеть подвижной состав троллейбусов? Существенно обновится?

- Вот смотрите. Из этих 47 – один будет учебным. Итого 46 новых на линиях. Помимо того, 10 «Богданов» и плюс 16 «Мегаполисов» - это уже 72. Добавляем капитально отремонтированные на наших мастерских ЮМЗ и «Шкоды», которые были закуплены ранее, и получаем выпуск под 100 машин, тогда как в день у нас 91 единица на маршрутах. Таким образом, практически из 91 единицы 77 будут с низким полом. 

- Немало одесситов, скажем пафосно, практически замерли в ожидании открытия маршрута «Север-Юг». С одной стороны, можно ехать без пересадок, с другой стороны – вагоны-то из ниоткуда не возьмутся, а их вместимости явно не хватает. Что будет сделано в этом направлении?

- Одесса получит почти 60 млн евро от Европейского инвестиционного банка. На сегодняшний день мы уже полностью отработали с консультантами техусловия. Изучили с ними нашу маршрутную сеть, они провели аудит, изучили наше путевое хозяйство и все остальное, теперь мы ждем до нового года заключения от них. После этого начинаем готовить техзадание к конкурсу на инженерную компанию, которая будет разрабатывать проект. Мы хотим закупить 56 новых вагонов, из них 16 больших сочлененных на маршрут «Север-Юг». Одобрение устное от них уже получили. Также по этому проекту будет вестись работа по частичной замене путевого хозяйства на нужных участках, будут оборудованы переезды и светофорное регулирование на проблемных участках, и проведен ряд других работ. А вот сроки зависят уже от наших партнеров.

- Ну хорошо, в начале следующего года откроют Преображенскую, запустят «Север-Юг» - пока с теми трамваями, что есть. Но что будет с Преображенской? Даже в департаменте транспорта согласны, что на то, чтоб ее проехать, трамвай тратит минут 40 и больше. Какой же он скоростной тогда?

- Там будет ограждение, этот вопрос уже был рассмотрен на депутатской комиссии, мы получили одобрение и теперь работаем над тем, какими они будут. И департамент транспорта рассматривает вопрос, как там быть с автомобильным движением – закрыть его или сделать односторонним, или оставить только парковку, - вариантов много. Если там будет ограждение, то машина просто не сможет остановиться и заблокировать движение. Вопрос будет решен.

- А если ДТП случится возле трамвайного пути или на нем? Вот на том же переезде на «Молодой гвардии» аварии нередки. И все, никакого скоростного трамвая, опять же, нет.

- Понятно, что оттуда машины мы никуда не уведем. Да и нигде в мире такой панацеи нет. Единственное, что тут нужна организация полиции. Я в Чехии видел, как в случае ДТП на трамвайном полотне туда несутся мгновенно службы из депо и мгновенно снимают автомобили с рельсов после фотофиксации. Есть полномочия у депо такие А у нас таких полномочий нет. Вот и ждем, пока полиция все оформит. Сами знаете, сколько это занимает.

- Да уж, знаем… А ввести такие правила, чтобы немедленно освобождать трамвайное полотно в случае ДТП, на законодательном уровне разве нельзя? Это же не только проблемы Одессы, в конце концов. Есть народные депутаты у нас, да и главы городов имеют вес и влияние на парламентские комитеты. Можно обращаться сообща, лоббировать изменения. В Раде тоже люди работают, не может быть, чтобы ну никак на них города повлиять не могли.

- У нас вон за парковки в неустановленных местах толком наказание ввести не могут. Посмотрите, что на Французском бульваре делается. Постоянно паркуются на рельсах, а пассажиры потом ходят, ищут водителя по ближайшим учреждениям. Ну, или иначе вопрос решают… Хотя это и не предусмотрено законодательством… Да вспомните ситуацию со снегопадом в 2015 году. Мы только на Балковской насчитали от заезда в депо до Херсонского сквера порядка 115-117 машин, которые люди бросили на рельсах. Мы их всю ночь выкапывали и на руках выносили, чтобы утром пустить трамваи. И сами же водители этих машин потом писали в Facebook, что общественный транспорт не ходит. Да как же он ходить будет?..

Беседовала Евгения Генова
 

Поділитися